Пятница, 17.05.2024, 04:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт 3 Д класса МБОУ "Гимна...

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
Сетевой город
Единая коллекция
Министерство
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Падежи. Давайте познакомимся!

В рус­ском языке 6 па­де­жей. В дру­гих язы­ках мира иначе. В немец­ком языке, на­при­мер, па­де­жей толь­ко 4, а у фин­нов на­счи­ты­ва­ет­ся целых 15. Ваша за­да­ча по­нять и вы­учить свои па­де­жи, чтобы го­во­рить гра­мот­но, пе­ре­да­вая самые раз­но­об­раз­ные зна­че­ния. 

 Наблюдаем за изменением формы слов щенок и река

В пред­ло­же­ния нужно впи­сать слово щенок. Реши, оста­вишь ли слово в на­чаль­ной форме или бу­дешь его из­ме­нять.

1)При­шёл ……2) У друга нет …. 3) ……дают уго­ще­ние.  4) Я ругаю….. 5) Я гор­жусь ….. 6) Я меч­таю о ……

При­шёл щенок. У друга нет щенка. Щенку дают уго­ще­ние. Я ругаю щенка.  Я гор­жусь щен­ком. Я меч­таю о щенке.

При­ш­лось 6 раз из­ме­нять форму слова, чтобы пра­виль­но со­еди­нять с дру­ги­ми сло­ва­ми в пред­ло­же­нии. По ко­ман­де каких во­про­сов из­ме­ня­ли форму слова?

При­шёл  кто? щенок, окон­ча­ние ну­ле­вое.

Нет кого? щенка, окон­ча­ние –а.

Дают кому? щенку, окон­ча­ние –у.

Ругаю кого? щенка, окон­ча­ние –а.

Гор­жусь кем? щенком, окон­ча­ние –ом.

Меч­таю  о ком? о щенке, окон­ча­ние –е.

По­на­блю­да­ем за по­ве­де­ни­ем дру­го­го слова: река.

1)У нас есть ….2) А у нас нет ….3)….дали на­зва­ние. 4) Мы уви­де­ли …5) Мы лю­бу­ем­ся … 6) Хо­ро­шо ку­пать­ся в …!

У нас есть река.  А у нас нет реки. Реке дали на­зва­ние. Мы уви­де­ли реку.  Мы лю­бу­ем­ся рекой. Хо­ро­шо ку­пать­ся в реке!

Есть что? река, окон­ча­ние -а.

Нет чего? реки, окон­ча­ние -и.

Дали чему? реке, окон­ча­ние -е.

Уви­де­ли что? реку, окон­ча­ние -у.

Лю­бу­ем­ся чем? рекой, окон­ча­ние -ой.

Ку­пать­ся в чём? в реке, окон­ча­ние -е.

На­зо­вём по по­ряд­ку все во­про­сы, ко­то­рые за­да­ва­ли: Кто?  Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? или В ком? В чём? (см. Рис. 1)

6 раз ме­ня­ли форму слова. Как же такое из­ме­не­ние на­зы­ва­ет­ся?

 

Рис. 1. Во­про­сы

 Узнаём, как такое изменение называется

Для связи с дру­ги­ми сло­ва­ми имена су­ще­стви­тель­ные из­ме­ня­ют­ся по ко­ман­дам 6 пар во­про­сов. Такие из­ме­не­ния учё­ные на­зва­ли из­ме­не­ни­ем по па­де­жам. Падеж – от гре­че­ско­го слова со зна­че­ни­ем па­дать. Из­ме­ня­ясь, имя су­ще­стви­тель­ное как бы па­да­ет со сту­пень­ки на сту­пень­ку. 6 сту­пе­нек – 6 пар во­про­сов-ко­ман­ди­ров-6 па­де­жей.

 Почему первый из падежей -  главный?

Пер­вый из па­де­жей – глав­ный, по­то­му что он даёт имя пред­ме­ту, име­ну­ет его, тре­буя от­ве­та на во­про­сы: это кто? что? За такую ра­бо­ту он и по­лу­чил на­зва­ние: име­ни­тель­ный падеж.

Форма име­ни­тель­но­го па­де­жа един­ствен­но­го числа и есть на­чаль­ная форма лю­бо­го имени су­ще­стви­тель­но­го.

 Что означает родительный падеж?

Ро­ди­тель­ный бук­валь­но озна­ча­ет «по­лу­чен­ный с рож­де­ния». Таким было ис­ход­ное зна­че­ние этого па­де­жа. Затем он при­об­рёл дру­гие от­тен­ки зна­че­ния.

Сын (кого?) Ивана,  (Иван – ро­ди­тель). Дом (кого?) отца,  (отец – со­зда­тель). Пла­тье (кого?) сест­ры,  (сест­ра – вла­де­ли­ца). Кусок (чего?) пи­ро­га.

По­на­блю­да­ем, с ка­ки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ют­ся су­ще­стви­тель­ные в ро­ди­тель­ном па­де­же:

си­деть без дела, по­да­рок для мамы, до­е­хал до ма­га­зи­на, вышел из школы, пись­мо от брата, съе­хал с горы, спро­сил у учи­те­ля

па­деж­ный во­прос

вспо­мо­га­тель­ное  слово

пред­ло­ги

кого? чего?             

нет

без, для, до, из, от, с, у

 Первоначальное значение дательного падежа

Да­тель­ный -  от слова «дать», так как пер­во­на­чаль­ное  его зна­че­ние – обо­зна­чить ад­ре­са­та, для ко­то­ро­го, ради ко­то­ро­го де­ла­ет­ся что-ни­будь.

По­да­рок (кому?) до­че­ри. По­мо­гать (кому?) ра­не­ным. Дань (чему?) Ро­дине.

В этих вы­ра­же­ни­ях ко­му-ни­будь что-ли­бо да­ёт­ся: до­че­ри да­ёт­ся по­да­рок, ра­не­ным да­ёт­ся по­мощь, Ро­дине от­да­ёт­ся дань любви и вос­хи­ще­ния. Бла­го­да­ря этому зна­че­нию, оче­вид­но, падеж и по­лу­чил своё на­зва­ние ещё в мире древ­них на­ро­дов.

По­на­блю­да­ем, с ка­ки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ют­ся су­ще­стви­тель­ные в да­тель­ном па­де­же:

Я бро­дил по нивам,

По лугам иг­ри­вым.

Думал: «До чего же

Всё во­круг кра­си­во!» (Е. Со­ло­мен­ко)

Бро­дил (по чему?) по нивам (т.е.за­се­ян­ным полям), по лугам.

Скло­ни­лись к земле

па­деж­ный во­прос

вспо­мо­га­тель­ное  слово

пред­ло­ги

кому? чему?  

дать

к, по

 Что означает винительный падеж?

Ви­ни­тель­ный – неко­то­рые учё­ные на­хо­дят связь на­зва­ния па­де­жа со сло­вом «вина», что зна­чи­ло в древ­не­рус­ском языке «при­чи­на».

Чи­тать (что?) книгу. Шить (что?) пла­тье. Де­лать (что?) за­ряд­ку. Книга, пла­тье, за­ряд­ка яв­ля­ют­ся при­чи­ной, вы­зы­ва­ю­щей само дей­ствие.

С ка­ки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ют­ся су­ще­стви­тель­ные в этом па­де­же: по­ло­жил в сумку, смот­рел на порт­рет, сел за стол, спря­тал­ся под стол, узнал про по­дру­гу, пе­ре­шёл через до­ро­гу.

па­деж­ный во­прос

вспо­мо­га­тель­ное  слово

пред­ло­ги

кого? что?               

вижу

 в, на, за, под, про, через

 

 Какое значение имеет творительный падеж?

Тво­ри­тель­ный – свя­зан с гла­го­лом «тво­рить» и имеет зна­че­ние ору­дия, ко­то­рым что-ни­будь де­ла­ют. Пи­сать (чем?) ка­ран­да­шом. Ловил (чем?) нево­дом. Шить (чем?) игол­кой.

В ста­ри­ну ино­гда учё­ные упо­ми­на­ли «ору­див­ный» падеж от слова ору­дие. Но кроме этого смыс­ла тво­ри­тель­ный падеж вы­ра­жа­ет много дру­гих зна­че­ний.

С ка­ки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ют­ся су­ще­стви­тель­ные в этом па­де­же: уви­дел за окном, летел над лесом, росли перед домом, встре­тил­ся с дру­гом, про­плы­вал под мо­стом.

па­деж­ный во­прос

вспо­мо­га­тель­ное  слово

пред­ло­ги

кем? чем?               

до­во­лен

за, над, перед, с, под

 

 Почему предложный падеж так называется?

Пред­лож­ный падеж в нашем языке встре­ча­ет­ся очень часто. Он за­ни­ма­ет вто­рое место после име­ни­тель­но­го.

По­смот­рим на пред­ло­ги: за­ни­ма­юсь в круж­ке, думаю о ра­бо­те, иг­ра­ли на пе­ре­мене, по­стро­и­ли при школе

па­деж­ный во­прос

вспо­мо­га­тель­ное  слово

пред­ло­ги

о ком? о чём?         

думаю

в, о, на, при

 

Пред­лож­ный падеж на­зван так, по­сколь­ку без пред­ло­га он не упо­треб­ля­ет­ся. Ро­до­на­чаль­ни­ком пред­лож­но­го па­де­жа был МЕСТ­НЫЙ падеж. Он су­ще­ство­вал в ста­ро­сла­вян­ском и древ­не­рус­ском язы­ках, ука­зы­вал на место дей­ствия. Те­перь пред­лож­ный падеж слу­жит не толь­ко для обо­зна­че­ния места, а также того, о ком или о чём мы ведём речь.

Что где?

Де­ре­во пря­чет корни в земле.

Искры та­ят­ся в тёп­лой золе.

В жё­лу­де зре­лом спря­тан дубок.

В белой скор­луп­ке спря­тан жел­ток. (О. Дриз)

Пря­чет (в чём?) в земле, та­ят­ся (в чём?) в золе, спря­тан (в чём?) в жё­лу­де, спря­тан (в чём?) в скор­луп­ке.

Зола – это оста­ток от сжи­га­ния в виде се­ро-чёр­ной пыли.

 Как действовать, чтобы узнать падеж имени существительного

Как мы дей­ство­ва­ли, чтобы узнать  падеж имени су­ще­стви­тель­но­го?

1. Нашли то слово, ко­то­рое име­нем су­ще­стви­тель­ным ко­ман­ду­ет.

2. За­да­ли от сло­ва-ко­ман­ди­ра нуж­ный во­прос.

3. По во­про­су узна­ли падеж.

 Как различить винительный и именительный падежи, винительный и родительный падежи

Об­ра­ти вни­ма­ние! Ино­гда непро­сто раз­ли­чить ро­ди­тель­ный и ви­ни­тель­ный па­де­жи. Они имеют общий во­прос кого?

Я смот­рю (на кого? что?)  на слона. Или (на кого? чего?) на слона. Форма слова оди­на­ко­вая и в ро­ди­тель­ном па­де­же и в ви­ни­тель­ном. Окон­ча­ние –а.

Под­став­лю в пред­ло­же­ние слово лиса. В ви­ни­тель­ном па­де­же:  вижу (кого? что?) лису, окон­ча­ние –у. В ро­ди­тель­ном – нет кого? чего? лисы, окон­ча­ние –ы.

Я смот­рю на лису, окон­ча­ние –у, это ви­ни­тель­ный падеж.

Я смот­рю на слона, ви­ни­тель­ный падеж.

Име­ни­тель­ный и ви­ни­тель­ный па­де­жи от­ве­ча­ют на во­прос что? Важно на­учить­ся их раз­ли­чать.

Имя су­ще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном па­де­же в пред­ло­же­нии все­гда яв­ля­ет­ся под­ле­жа­щим, а имя су­ще­стви­тель­ное в ви­ни­тель­ном па­де­же – вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния. В име­ни­тель­ном па­де­же имена су­ще­стви­тель­ные все­гда упо­треб­ля­ют­ся без пред­ло­га, а в ви­ни­тель­ном – и без пред­ло­га, и с пред­ло­га­ми.

 Определим падеж имён существительных

Сып­лет спе­лые орехи

Мне ореш­ник в ку­зо­вок.

Лес ря­би­но­вые вехи

Рас­став­ля­ет у дорог. (М. Ис­а­ков­ский)

(Веха – шест для ука­за­ния пути, в лесу ря­бин­ки - ука­за­те­ли до­ро­ги)

Най­дём ос­но­ву пред­ло­же­ния. (Что?) ореш­ник, (что де­ла­ет?) сып­лет. Под­ле­жа­щее ореш­ник вы­ра­же­но су­ще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном па­де­же. (Что?) лес, (что де­ла­ет?) рас­став­ля­ет. Су­ще­стви­тель­ное лес в име­ни­тель­ном па­де­же.

Най­дём дру­гие су­ще­стви­тель­ные. Су­ще­стви­тель­ны­ми обыч­но ко­ман­ду­ет гла­гол.

Сып­лет (кого? что? или кого? чего?) орехи. Под­ста­вим слово лиса: сып­лет лису, окон­ча­ние –у, зна­чит, ви­ни­тель­ный падеж.

Сып­лет (в кого? что? или в кого? чего?) в ку­зо­вок. Под­ста­вим слово лиса: сып­лет в лису, окон­ча­ние –у, зна­чит, ви­ни­тель­ный падеж.

Рас­став­ля­ет (кого? что? или кого? чего?) вехи. Под­ста­вим слово лиса: рас­став­ля­ет лису, окон­ча­ние –у, зна­чит, ви­ни­тель­ный падеж.

Рас­став­ля­ет (у кого? чего?) у дорог. Ро­ди­тель­ный падеж. Рас­став­ля­ет у лисы, окон­ча­ние –ы, ро­ди­тель­ный падеж.

 Проверь себя

1.      Опре­де­ли падеж су­ще­стви­тель­ных.

Всюду в ран­ние часы

Сшило утро дач­ное

Всем тра­вин­кам из росы

Пла­тьи­ца про­зрач­ные. (И. Де­мья­нов)

(Что?) утро, (что сде­ла­ло?) сшило. Это ос­но­ва пред­ло­же­ния. Под­ле­жа­щее утро в име­ни­тель­ном па­де­же.

Сшило (в кого? что? или в кого? чего?) в часы. Под­ста­вим слово лиса: сшило в лису, окон­ча­ние –у, зна­чит, ви­ни­тель­ный падеж.

Сшило (чему?) тра­вин­кам, да­тель­ный падеж.

Сшило (из кого? чего?) из росы, ро­ди­тель­ный падеж.

Сшило (кого? чего? или кого? что?) пла­тьи­ца. Под­ста­вим слово лиса: сшило лису, окон­ча­ние –у, зна­чит, ви­ни­тель­ный падеж.

2.      Най­дём су­ще­стви­тель­ные в тек­сте и опре­де­лим их падеж.

Зима.

По­бе­ле­ли поля и при­гор­ки. Тон­ким льдом по­кры­лась река. Усну­ла, как в сказ­ке. Ходит зима в боль­ших мяг­ких ва­лен­ках, по сто­ро­нам по­гля­ды­ва­ет.

Вот бу­го­рок в поле. Про­каз­ник-ве­тер сдул с бу­гор­ка белую шапку. Нужно её снова на­деть. Се­ро­го зай­чиш­ку зима одела в белую шубку. (Г. Скре­биц­кий)

По­бе­ле­ли (что?) поля и при­гор­ки (И.п.) По­кры­лась (что?) река  (И.п.). По­кры­лась (чем?) льдом (Т.п.). Усну­ла, как (в чём?) в сказ­ке (П.п.). (Что де­ла­ет?) Ходит (что?) зима (И.п.). Ходит (в чём?) в ва­лен­ках (П.п.). По­гля­ды­ва­ет (по чему?) по сто­ро­нам (Д.п.) (Что?) Бу­го­рок (И.п.) (В чём?) в поле (П.п.) (Что?) Про­каз­ник-ве­тер (И.п.) (что сде­лал?) сдул. Сдул (с чего?) с бу­гор­ка (Р.п.) Сдул (что?) шапку (В.п.) (Что?) зима (И.п.) что сде­ла­ла? одела. Одела (кого?) зай­чиш­ку (В.п.) Одела (во что?) в шубку (В.п.)

3. До­бавь­те  в по­сло­ви­цы слово ум, опре­де­ли­те падеж.

1) И сила…….усту­па­ет.

2) В умной бе­се­де быть - ….при­ку­пить.

3) Не ко­пьём по­би­ва­ют, а ….

4) Го­ло­ва без …., что фо­нарь без свечи. (В.Даль)

1) И сила уму усту­па­ет. (Д.п.)

2) В умной бе­се­де быть – ум при­ку­пить. (В.п.)

3) Не ко­пьём по­би­ва­ют, а умом.(Т.п.)

4) Го­ло­ва без ума, что фо­нарь без свечи. (Р.п.)

(В.Даль)

 

Категория: Мои статьи | Добавил: galya-6446 (21.02.2017)
Просмотров: 1358 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz